История кафедры

Кафедра педагогики  Пензенского Учительского института была создана в соответствии с приказом Облоно, утвержденным в НКП РСФСР от 22 августа 1939 года.  Первыми преподавателями кафедры были выпускники Ленинградского пединститута им. А. И. Герцена - Колчин Борис Андреевич и Колчина Раиса Евгеньевна, выпускница Московского педагогического государственного института имени В.И. Ленина - Медведева Ольга Сергеевна. Приказом от 1 сентября 1940 года заведующим кафедрой был назначен Севастьянов Николай Васильевич. Однако Н.В.Севастьянов в должности заведующего кафедрой был недолго, поскольку вскоре был переведен на вышестоящую работу. 7 февраля 1940 года по Пензенскому государственному учительскому институту был издан приказ «О допущении с 1 февраля 1940 года к работе в качестве временно исполняющих обязанности заведующих кафедр старших преподавателей института».  К исполнению обязанностей заведующего кафедрой педагогики был допущен Б.А.Колчин. Осенью 1940 года он защитил кандидатскую диссертацию и получил ученое звание доцента. С 1 октября 1940 года был переизбран на должность заведующего кафедрой.

 40-е гг. XX века

 В это время на кафедре педагогики помимо собственно педагогических дисциплин читали и психологию. Характерной особенностью преподавания курсов как психологии, так и педагогики, являлось обязательное освещение материала из учений Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина. Например, Маркс о роли внимания в процессе труда, Энгельс о видах мыслительной деятельности, Ленин о двух концепциях развития, Сталин о воспитании воли и характера и т.д. Как правило, по каждой теме в лекциях давался дополнительный, новейший материал. Например, критика учения Штерна о развитии воспитания детей, Энгельс о типах суждений, исторический путь развития речи. Вопрос о воспитании воли излагался на основе материалов из работ А.С. Макаренко.

На лекциях по педагогике активно применяли наглядные средства обучения: схемы, изображающие системы народного образования в СССР и капиталистических странах, таблицы по типам и структуре уроков, нормативно-правовые документы по содержанию школьного образования (учебные планы школы, программы).  Примечательно, что в качестве иллюстративного материала использовались конспекты уроков, планы работы преподавателей, директоров школ, отчеты учителей и т.п. Деятельность первого состава преподавателей кафедры отличалась многогранностью и плодотворностью.

31 июля 1941 года по Педагогическому и учительскому институту был издан приказ об освобождении от занимаемой должности заведующего кафедрой педагогики Б.А. Колчина «в связи с мобилизацией в РККА» с 13 августа, а в начале 1941/1942 учебного года на эту должность была назначена Невзорова Александра Федоровна. (А.Ф. Невзорова род. в 1898 г. −выпускница Одесского института народного образования по специальности преподаватель социально-экономических дисциплин в старших классах средней школы и техникума. В 1939 г.  закончила аспирантуру при ЦНИПИН, защитила кандидатскую диссертацию по педагогике. Ученое звание доцента было присуждено Смоленским пединститутом и утверждено ВКВШ Высшей Аттестационной комиссией 29 сентября 1939 года, приказ N 33,. член ВКП(б)).  13 декабря 1942 года приказом по институту А.Ф. Невзорова была освобождена от заведования кафедрой в связи с сокращением объема работы. Кафедра временно прекратила работу, как и все межфакультетские кафедры. Остались только специальные факультетские кафедры: физики и математики, языка и литературы, истории. Согласно архивным сведениям «вся учебная нагрузка по педагогике, истории педагогики, психологии, школьной гигиене и педагогической практике составляла всего 700 часов, т.е. одну преподавательскую ставку».

В 1942/1943 учебном году план приема студентов был перевыполнен и 20 сентября 1942 года был издан приказ по институту, в котором сообщалось, что с 1 сентября 1942 года вновь возобновила работу кафедра педагогики в составе 4 преподавателей: Зинеева Н.В., Суворова П.Г., Невзоровой А.Ф., Колчиной Р.Е. Заведующим кафедрой был назначен Зинеев Николай Васильевич, исполнявший обязанности директора педагогического института с 4 марта 1941г.

С 1 ноября 1943/1944 учебного года на должность заведующего кафедрой был назначен Суворов Поликарп Григорьевич, но уже  7 января 1944 Приказом по Наркомпросу РСФСР он был откомандирован в распоряжение НКП РСФСР. В 1943/1944 учебном году доценты кафедры Н.В. Зинеев и П.Г. Суворов выбыли из института и в деятельности кафедры педагогики наступил вынужденный перерыв. Она была восстановлена приказом от 13.03.1944 года. Заведующей кафедрой вновь была назначена Невзорова А.Ф.. Сотрудники кафедры продолжали работать над улучшением организации учебного процесса и повышением качества учебных лекций. Особый акцент в организации учебной деятельности студентов делался на изучение трудов основоположников марксизма-ленинизма и доступной периодической литературы. Преподаватели кафедры проводили политико-воспитательную и массовую работу, принимали участие в работе лектория института. А.Ф. Невзорова много внимания уделяла качеству организации учебного процесса. Колчина Р.Е. успешно руководила лекторием института.

В послевоенные годы (1945-1950 гг.) в соответствии с приказом Министра высшего образования СССР (№ 255 от 17 июля 1946 г.) кафедра  участвовала в научно-исследовательской работе, финансируемой из госбюджетных средств по темам: «Педагогическое образование в царской России» (научн. рук. д.п.н., проф. Н.А.Желваков, исполнитель – к.п.н., доц. А.Ф.Невзорова), «Опыт работы Анненской школы» (А.Ф.Невзорова, Р.Е.Колчина, С.П.Тулаев), «Развитие мышления школьников» (научн. рук. проф. М.Н.Шардаков, исполнитель ст.преп. Р.Е. Колчина).

 50-е – 60-е гг. XX века 

В этот период один из первых заведующих кафедры педагогики Б.А. Колчин с октября 1957 г. по апрель 1960 г. возглавлял институт. Особенность развития кафедры в это десятилетие заключалась в том, что в ее состав были включены кафедры психологии и физического воспитания (решение от 30.08.1955 г.), что отразилось на специфике содержания и организации педагогической и общественной деятельности коллектива.

Состояние преподавания педагогических дисциплин было следующим. Курс лекций по теории педагогики на физико-математическом и естественно-географическом факультетах читал заведующий кафедрой, доцент, кандидат педагогических наук П.Н. Мальцев. Курс психологии на этих факультетах читала доцент, кандидат педагогических наук Р.Е.Колчина. Курс педагогики на историко-филологическом факультете – кандидат педагогических наук К.П. Галянова. Остальные курсы педагогики и психологии, а также истории педагогики вели преподаватели К.Я.Якуба, Д.А.Кузьмина, Т.П. Вознесенская, С.Н. Хромов. Практические занятия и руководство практикой осуществляли ассистенты О.А. Кирилина и Таратынова.

В 1955/1956 учебном году в рамках учебно-методической деятельности коллектива кафедры наметилась организация 4-х секций: педагогики, истории педагогики, психологии и физвоспитания. В рамках работы кафедры осуществлялись организация и проведение открытых лекций, взаимного посещения практических и лабораторных занятий по педагогике, обсуждений вопросов о состоянии воспитательной работы в школе по результатам прохождения студентами педагогической практики, обмен мнениями о научных статьях, опубликованных в журнале «Советская педагогика».

Преподаватели кафедры стремились работать в контексте главной доминанты образовательной политики, которая провозглашала связь школы с жизнью. 23.11.1956г. из кафедры педагогики была выделена кафедра физического воспитания. Заведующим кафедрой был назначен С.Е.Френкель. В рамках учебы профессорско-преподавательского состава вуза действовал теоретический семинар по педагогике, которым руководила  Р.Е.Колчина .

Велась работа по повышению уровня научной и методической подготовки кадрового состава. Вновь была организована работа теоретического семинара по изучению философских и научных основ педагогики.  Преподаватели обсуждали содержание конспектов лекций друг друга, регулярно проводили тематические лектории и открытые занятия по вопросам теории обучения и воспитания. Особое внимание уделяли организации работы научных кружков и воспитательной работе со студентами.

Вели работу над докторскими диссертациями П.Н. Мальцев («О взаимодействии педагогической науки и педагогического искусства как одном из условий эффективности в работе школы») и К.П. Голянова («Основные вопросы первоначального воспитания младших школьников в семье»).  Над кандидатскими диссертациями трудились Т.П. Вознесенская («К истории начального образования в Пензенской губернии»), В.И. Гладких («Индивидуальный подход как условие эффективности урока в 5 классе»), К.Я. Якуба («Трудовое воспитание и политическое обучение в общеобразовательной школе РСФСР»), М.Е. Степанова («Научные основы режима учащихся школ-интернатов»).

В 60-е годы престиж учительской профессии был достаточно высок. В ПГПИ им. В.Г. Белинского поступало все больше выпускников средних общеобразовательных школ. К этому времени кафедра обладала большим опытом и традициями: нацеленность на высокое качестве знаний студентов, отлаженный механизм самоуправления, четкая ориентация на воспитание разносторонне развитого человека, формирование активной жизненной позиции будущего учителя. Преподаватели кафедры проводили учебно-методические семинары для руководителей и учителей городских школ. С целью оказания методической помощи учителям члены кафедры регулярно выезжали с тематическими лекториями в районы Пензенской области, выступали с лекциями для родителей в школах, а также для работников образования в институте усовершенствования учителей.

С июня 1963 г. заведующим кафедрой стал доцент, кандидат педагогических наук Р.И. Иванов. Под его руководством работали кандидат педагогических наук В.П.Харитонов, доценты кафедры П.Н. Мальцев, Р.Е. Колчина, старшие преподаватели К.Я. Якуба, Д.А. Кузьмина, Т.П. Вознесенская, ассистенты М.Е.Степанова, В.И. Гладких, В.Т. Нечунаев. В феврале 1964 г. из состава кафедры была выделена кафедра психологии. Ее заведующей на общественных началах была назначена доцент Р.Е. Колчина. По конкурсу были приняты  кандидат наук В.Я. Федорова и В.И. Саперов. В 1965 г. институт направил в целевую аспирантуру преподавателя П.Г. Кулагина. В 1969 году преподавательский коллектив кафедры педагогики насчитывал 20 человек.

Педагоги кафедры участвовали в инспекции школ Пензы и области. 

70-е – 90-е гг. ХХ века.

В центре внимания профессорско-преподавательского состава кафедры были задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса и преподавательского мастерства, повышения качества обучения студентов и укрепления связи со школой. Возросшее число командируемых в целевую аспирантуру сказалось на увеличении защит кандидатских диссертаций. В это время защитили кандидатские диссертации Г.Е. Суздальцева (1978 г.), В.В. Сохранов  (1983 г.).  В соответствии с приказом (№ 5-76) Министерства просвещения РСФСР 27.05.1975 г. и приказом по институту от 21.06.1975 г. (№ 86) кафедра была разделена на кафедру  педагогики и кафедру психологии (ГАПО. В 70 – 80-е годы на кафедре работали Н.А. Гришин, В.В.Быковская, О.Г.Кутеева, И.Е.Мокин, В.И.Сапёров, В.В.Сохранов, Г.Е.Суздальцева, Л.Д.Троицкая, В.М. Юшков, К.Я. Якуба.  В эти годы у руководства кафедрой педагогики находились Н.Н.Коньков (1977-78гг.), Г.Е.Суздальцева (1979-86гг.), В.В.Полукаров (1986 –2016 гг.).

В условиях организации массового летнего отдыха школьников в пионерских лагерях важным звеном в системе педагогической подготовки была пионерская практика. На протяжении 70 – 80-х годов кафедра принимала меры по улучшению работы со школьниками в летний период. Подготовка студентов к пионерской практике осуществлялась в течение всего учебного года. Этой цели служила постоянно действующая школа «Красный галстук». Занятия проводились лучшими вожатыми города, работниками Горкома КПСС на базе института, школ и при Дворцах пионеров г. Пензы.  Были выпущены методические рекомендации «В помощь студенту –  вожатому пионерского лагеря: Сборник методических советов и практических материалов» (1974 г.), «Воспитательная работа в пионерском лагере» (1985 г.).

В 70 – 80-е гг. преподавательский состав кафедры особое внимание уделял проблеме профориентации. Члены кафедры читали лекции и доклады о сущности профориентации, формах и методах её осуществления. При опорных школах области и учебных заведениях профтехобразования были созданы творческие группы по вопросам профориентации. Членами кафедры проводились научно-практические и учебно-методические семинары в опорных школах для директоров, разрабатывались планы профориентации для средних школ. Проводилось массовое анкетирование учителей и учащихся. Данная проблематика занимала существенное место в кафедральных исследованиях до конца 80-х гг. На кафедре неоднократно переиздавались методические рекомендации для классных руководителей, студентов-практикантов и стажёров «Профориентационная работа с учащимися 4 – 8 классов» доцента Г.Е. Суздальцевой.  Педагогический опыт профориентационной работы неоднократно обобщался кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры И. Е. Мокиным  и был представлен на страницах журналов «Народное образование» («Чтобы не было равнодушия и безликости», 1987, № 9; «Путь к профессии учителя», 1984, №7), «Советская педагогика» («Из опыта НОТ руководителя школы», 1982, № 12), «Педагогическое образование» («Профориентация на учительскую профессию», 1983, № 11).

Коллектив кафедры педагогики выполнял большую общественную работу.Ппреподаватели кафедры выступали в школах и на предприятиях Пензы и области с лекциями по психолого-педагогической проблематике (Г.Е. Суздальцева, Л.Д.  Троицкая, В.В. Сохранов, Н.А. Гришин).  В помощь лекторам по воспитанию и перевоспитанию трудных подростков Суздальцевой Г.Е. и Троицкой Л.Д. были выпущены методические рекомендации «Особенности воспитания учащихся подросткового возраста» (1984 г.). Г. Е. Суздальцева возглавляла научно-методический совет по пропаганде психолого-педагогических знаний общества «Знание».

Интенсификация и совершенствование учебно-воспитательного процесса усилились за счёт применения элементов прогрессивных методик. Шёл поиск новых, нетрадиционных форм учебных занятий по педагогике. В учебном процессе чаще стали использовать диалогические формы обучения, деловые игры, моделирование учебных и воспитательных ситуаций, взаимное оппонирование при обсуждении разработанных сценариев, внеклассных мероприятий, КТД.  Преподавателями кафедры разрабатывались программы и апробировались методики для школ, осуществлялось научное консультирование образовательных учреждений Пензы  (В.В. Полукаров – педагогический лицей-интернат № 3; В.В. Сохранов – школы № 18, 42, 51, 52; Е.А.Стародубова – экспериментальная начальная школа при ПГПИ им. В.Г.Белинского,  гимназия № 44; И.А. Кудряшова – гимназия № 6). Под руководством В.В. Полукарова была создана сеть подростковых клубов, решавших проблему организации досуга школьников Пензы и области. 

В 90-е годы перед профессорско-преподавательским составом кафедры встала задача модернизации педагогического образования. В начале 90-х годов на кафедре работали В.В Абрамов, И.Л. Беккер,  Л.П.Беспалова, Л.Ю. Боликова, В.В. Быковская,  О.А. Альшина (Воскрекасенко), Л.Д. Гошуляк, А.Н. Гришин, Л.Н. Жалнерик, С.С. Качалина (Калашникова), В.Н. Корчагин, Ю.И. Кривов, И.А. Кудряшова, О.Г. Кутеева, Е.С.Лобова, С.Ю. Пономарёв, Л.Н. Разуваева, С.Г. Разуваев, В.В. Тарасов, С.В. Трошина (Сергеева),  В.В. Сохранов, Е.А. Стародубова, Г.Е.Суздальцева, Л.Д. Троицкая, Я.М. Урвант, Т.Н. Хилова, А.П. Шумилин. Исполняющим обязанности заведующего на время обучения в докторантуре В.В.Полукарова был назначен В.В.Сохранов. В начале 90-х годов в связи с приходом большого количества молодых преподавателей проявились проблемы сохранения накопленных традиций и освоения лекторского мастерства. Их решению способствовала работа методологического семинара, работавшего по секциям: теория педагогики (А.Н. Гришин), история педагогики (В.В.Сохранов), методика воспитательной работы (В.Н. Корчагин).  В  1995 году защитили кандидатские диссертации  Гошуляк Л.Д., Беккер И.Л. , Боликова Л.Ю., Трошина С.В. (Сергеева). К концу 90-х годов кафедра педагогики стала одной из самых «защищённых» в Педагогическом  университете.

 Начало XXI века – период  совершенствования деятельности в  условиях модернизации высшего профессионального образования.

 

 

 

 

 

Преподаватели кафедры осуществляют реализацию следующих учебных программ:

Гендерная педагогика       

Инновационные процессы в образовании  

Методика организации игр с детьми, подростками, молодежью

Методы познания социально-педагогических явлений        

Педагогика       

Педагогика высшей школы        

Педагогика общения

Педагогические инновации в образовании

Проблемы современной педагогики  

Проблемы современной психологии 

Психологические основы проектирования РОС  

Психология

Психология журналистики

Психология и педагогика

Психология физического воспитания и спорта  

Развитие адаптационных способностей обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования       

Современные  теории и технологии социального воспитания

Социализация личности в условиях глобализации     

Социальная педагогика

Социально-педагогическая конфликтология       

Социально-педагогическая работа с семьей       

Социально-педагогическое обеспечение прав ребенка        

Социально-педагогическое обеспечение работы с молодежью

Технология работы с различными категориями детей

Управление педагогическими системами  

Факторы социализации личности      

Школа вожатого

 

Дата создания: 14.04.2013 20:56
Дата обновления: 06.03.2017 21:50